К основному контенту

Конференция Relarn-2013: записки в блокноте (первая часть)

В очередной раз благодарю организаторов этой Конференции за приглашение, за возможность погрузиться в эту дружественную атмосферу на борту теплохода "Валериан Куйбышев", который с 1 по 6 июня следовал по маршруту Санкт-Петербург - Мандроги-Петрозаводск-Сортовала-Пелотсари-Санкт-Петербург.
Нужно сказать, что отдыхать в традиционном смысле слова - полеживая на солнышке - не пришлось. Наша секция обсуждала  Особенности теории и практики формального и неформального дистанционного обучения 
С первого же дня - заседания, работа, мастерские, круглый стол...Вечером заслуженная дискотека и...очень ранний подъем - чтобы жизнь медом не казалась.Нас звал к завтраку веселый радио-гаджет (так мы его прозвали), и снова за работу!
Итак, непосредственно работа конференции началась с выступления Константина Бугайчука,который задал интонацию, рассказал об основных понятиях дистанционного обучения (впечатления Константина, а также презентация к выступлению здесь) и сходу дал мне новые идеи к размышлению. Вообще, на протяжении всей конференции мне не раз пришлось прикладывать высказанные участниками идеи к своей, библиотечной работе.
Одной из проблем, к которой часто возвращались - сложности в аккредитации участников дистанционных курсов. Тут строгих рамок нет, всё зависит от курса, от авторитетности ведущего курса, от цели обучения (за бумажку или за знания). Но есть множество подводных камней. Думая об этом, вспомнила о том, что Сертификат о повышении квалификации, полученный мною в Новом Маршруте, не может быть мне зачтен моим руководством в полной мере -  у нас просто напросто разные ведомства - я работник культуры.
В то же время, вспомнив ВикиСибириаду, я обратила внимание, что в портале с самого начала работает система тех самых бейджев-юзербоксов ( "стены почета" многих участников дают полное представление об уровне их знаний и  навыков), ну и Сертификаты - само собой - те,что признает мой руководитель.

Интересной и актуальной была тема выступления Натальи Никуличевой о том, каким образом можно прописать профессиональные стандарты дистанционного преподавателя. Это многими обсуждается, и не совсем однозначно оценивается. Например, каким образом оценивать преподавателя очной формы, работающего также в дистанционных курсах? Если этот дист.курс проходит в рамках обучения по очной или заочной форме, то это всё приравнивается к очной форме. С другой стороны, те же сугубо дистанционные и территориально удаленные преподаватели также читают лекции в реале...И квалификационно-должностные уровни - всё так зыбко, сегодня ты в одном качестве преподаешь, завтра в другом...Как найти точку равновесия? Всё это, конечно, будет обсуждаться в дальнейшем, я лишь могу порадоваться, что проблеме статуса дистанционного преподавателя уделяется какое-то внимание.И еще по ходу дела подписалась на сайт Натальи Никуличевой, в котором вижу для себя полезное.

Если мой блокнот меня не обманывает, в презентации Елены Кувакиной я увидела формулу успеха обучающегося в дистанционном курсе: что-то вроде
Мотивация * Способность* Возможность = Успех

Действительно, если  любое из этих значений снижено  или стремится к нулю, то и успеха, соответственно, не видать. Приложила к себе: мотивация и способность достаточно высока, так что для полного счастья нужно выискивать возможности ( а здесь и время, которого не хватает, и медленный интернет, который это время отбирает, и деньги, которые отбирает медленный интернет...да, какое-то сражение с ветряными мельницами получается)

Где-то там шестым номером прошла и я с выступлением про библиотечное образование. Презентацию я сваяла самоироничную, выступала, в отличие от профессионалов по бумажке, и не уложилась во время ПечаКучи. По сути всё можно было уложить в паре предложений. В условиях тягомотного и весьма условного обучения библиотекарей в вузах страны весьма эффективными станут открытые массовые курсы, которые могут присутствовать и в рамках традиционного обучения. Это в короткие сроки позволит библиотекарю познать новое и найти новый вектор своего развития - если он ему вообще нужен, этот вектор. Другой вопрос в том,что не всякий преподаватель возьмется за дистанционку, ну и не каждый студент поймет необходимость этого. В недавнем курсе "Возможности библиотечных сетевых сообществ" я встретила таких, я назвала их "сердитыми библиотекарями", которые даже к концу курса не поняли, в чем важность их обучения: "зачем заставили завести skype-аккаунт, если мы им даже не воспользовались?!" Да, и на кой нам сдался твиттер?
Возвращаясь к формуле успеха, мы видим, что мотивация нулевая, ну и соответственно...А были и такие участники, которые всё хотели делать, и занимались, но часто не все получалось, но всегда чувствуется стремление - а это уже успех!

Мне даже вопросы каверзные позадавали, но,честно, так переволновалась, что толком и не смогла отвечать. Хотя вопросы больше касались нужности библиотеки в сегодняшнем мире.
Вопрос Натальи Никуличевой "Если нет спроса, то зачем это всё нужно?" (имеется в виду,как понимаю, спрос на электронное обучение в вузах культуры) натолкнул уже после всего на раздумья. У нас в вузах еще толком не понимают,для чего, каким образом проводить, опять же, как аккредитировать и учитывать, нет  стандартов и программ. Не понята ценность,соответственно и спроса нет. А задавая себе вопрос, зачем библиотекарю всё это...Пройдя множество курсов-тренингов-мастерских-вебинаров и вот теперь перейдя к формату конференции,я приобрела множество навыков, которые можно назвать метапредметными, они дают мне простор для деятельности в библиотечно-информационной среде и вне ее.Ну и последующее развитие может трансформироваться в денежном эквиваленте, например, я могу разрабатывать сайты, я приобретаю навыки SMM-менеджмента, уже сейчас я могу делиться опытом и проводить мастерские, тренинги. Ну и в конце концов я разнообразила свою серую с первого взгляда работу. Такую работу можно и полюбить)))
Позже это станет необходимостью. По сути, не может быть так, чтобы знания и навыки по созданию виртуального представительства библиотеки, проектная деятельность, формы визуализации, формирование цифровых компетентностей и изучение проблем авторского права были неактуальны для библиотекаря. Это то,что ему нужно, если он хочет создавать новую библиотеку и комфортно существовать в ней.

К вопросу: зачем вообще нужен библиотекарь - как минимум воспитывать сетевую культуру потребления, быть ключевым элементом в этой новой системе координат, когда всё изменилось,ушло в виртуальность. Вообще, название профессии "библиотекарь" становится несоответствующим действительности, это уже нечто более широкое, скорее, это уже "информационный работник".

Мною было указано на то, что площадок по подготовке библиотекарей практически нет, хотя Елена Качева высказалась, что нужно интегрироваться с педагогами. И да, и нет. Изначально, библиотекарь с нулевым уровнем цифровых компетенций не сможет окунуться в достаточно сложную виртуальную педагогическую среду. Это скорее вторая ступень, это я и наблюдала у многих викитесс, которые позже активно стали сотрудничать с  педагогами, в том числе и я.

В целом,я увидела свои недочеты в качестве выступающего, но особо не убиваюсь от расстройства, поскольку я теперь знаю, КАК НАДО. Есть к чему стремиться, это тоже процесс научения)


Смотрю,что Остапа понесло, пост выходит длинный, поэтому продолжу свои заметки на полях в следующем.



Комментарии

  1. Наталья, все твои размышления по поводу выступлений - интересны и полезны для меня в очередной раз. Многие моменты, обозначенные тобой, отмечала и я (и про "сердитых" библиотекарей, которые либо совсем не хотят учиться - их руководители заставляют, либо хотят учиться новому "по-старому", и про не совсем оправданную уверенность Елены Качевой по поводу необходимости интеграции учителей-предметников и библиотекарей - как выяснялось в обсуждениях уже не раз, нет такого стремления ни у тех ни у других, хотя, само собой, эффективность была бы высокой в школах от такого сотрудничества, впрочем, как и от сотрудничества с публичными библиотеками, др). А выступать без бумажки тоде учатся - "опыт, сын ошибок трудный..."

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за пост Наташа! По поводу сердитых библиотекарей, может они и остались такими потому, что им действительно не показали как? зачем? и для чего? Хотя во многом Вы правы.

    По выступлению - соглашусь с Еленой - практика уберет бумажки со временем, главное больше выступать и не бояться задавать вопросы, не бояться показывать свое незнание чего либо, а постоянно восполнять пробелы.

    Мы с Кухаренко будем проводить курс "куратор содержания", там будут библиотечные темы - присоединяйтесь! Будет информация - я сообщу.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, про "сердитых библиотекарей" - это правда. Столкнулась с этим явлением в своем мастер-классе по скрайбингу на "Сибириаде". В моем случае это были не только сердитые библиотекари, но и педагоги тоже. Хотя внутренне я была готова, но все равно ряд незаслуженных упреков-замечаний в личке и "на публике" заставил меня взгрустнуть. К сожалению,некоторые обучающиеся хотят сделать все задания быстро-быстро, минут так за 10-15, а потом чтобы сразу сертификат - и до свидания. Оправдание одно: "у нас времени мало".

    Интеграция между учителями и библиотекарями возможна, но в редких случаях: когда эти отношения строятся на личных связях и контактах (это из собственного опыта). Не знаю, как в других городах, у нас к библиотекарям учителя относятся высокомерно и воспринимают их зачастую как вспомогательный обслуживающий персонал. По принципу: "Зачем мне библиотекарь, я сам все лучше знаю и сам все, что надо, с детьми проведу".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про персонал-в точку! библиотекари-они немного недопедагоги, поэтому для многих достаточно странно, чему их может научить библиотекарь...Это относится к реальной практике.А вот в Сети, как видишь - встречаются люди заинтересованные, и взаимодействие проходит активнее и плодотворнее для обоих сторон. Нам есть чему поучиться у педагогов, но и мы,как показал Новый Маршрут, можем передавать свой опыт. Ведь это всё об одном - о работе с детьми.
      А если еще все эти заинтересованные люди - педагоги и билиотекари - встречаются на теплоходе....

      Удалить
  4. Добрый день, Наталья Кубрак! Работаю школьным библиотекарем, хотя по образованию не библиотекарь. Соглашусь с Вами, что "название профессии "библиотекарь" становится несоответствующим действительности, это уже нечто более широкое, скорее, это уже "информационный работник". К информационному работнику, возможно, надо добавить что-то ещё...Но что бы ни было, нужна , конечно, постоянная учёба. Чтобы не только "разнообразить свою серую с первого взгляда работу", но и чтобы "последующее развитие может трансформироваться в денежном эквиваленте". :)Видите, как я Вашу интересную статью без конца цитирую, потому что со многим согласна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана, за внимание к блогу - мои "многобукаф" еще читают!
      думаю,наша профессия больше становится связана с медиа, работой в интернете. В этом отношении мне нравится "мобильный библиотекарь", но всё условно, и,я думаю, еще не мало умов над этим побьется. можно стать медиатекарем или каким-нибудь бук-менеджером))))Еще вспомнила: буктрейлер-мейкер (как более узкая специализация). Ну если совсем - то можно назваться information-massive-operator (это я уже совсем смеюсь - после поездки до сих пор игривое настроение)

      У нас очень любят спорить по поводу формулировок, напр. "что такое документ". Так и с понятием "электронного", "сетевого", "дистанционного" обучения...У каждого свое понятие.

      Удалить
  5. Да, по поводу куратора содержания - буду ждать, в прошлый раз я поздно прискакала, не успела записаться.

    ОтветитьУдалить
  6. Ух, как у вас тут интересно! Все проблемы, здесь обсуждаемые, очень знакомы.И по поводу статуса библиотекаря ( школьного, про других просто не могу рассуждать - не знаю) соглашусь с Полярной Совой, тем более, что сама в прошлом учитель,поэтому особенно неприятно иной раз улавливать, будто мы "недопедагоги"( термин понравился У Натальи - точно сказано). И широкие дебаты по поводу формулировок: на самом деле - у каждого своё понятие:)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Курс Куратор контента. Неделя 2: Я - куратор содержания

Будучи библиотечным (читать: информационным) работником, могу сказать,что онлайн-курирование в нашей отрасли вырастает из библиографирования и аналитики информационных массивов и ресурсов. Схожие навыки, процессы,и вся та же необходимость получения достоверной, актуальной, понимаемой, а значит, ценной информации, чтобы в дальнейшем предложить ее другим.

Вспомнилась застарелая фраза про библиографа - навигатора в мире информации (так сказать, штурмана в океане интересных книжек))))

Из трех предложенных типов кураторов могу отнести себя к типу увлеченных кураторов (если вообще могу назвать себя куратором - чаще пользуюсь чужими плодами он-лайн курирования). Меня интересуют ссылки по теме электронного обучения, дванольных инструментов, и всё новое и интересное,что я могу применить в своей библиотечной работе.

Как куратор содержания я собираю информацию из множества  источников, собранных различными методами, обличая в различные визуальные формы (это могут быть газеты paper.li. жемчужные де…

"Методы использования виртуальных миров в образовании": обучение в 3Д-реальности

Ну вот, с возвращением в блог, блудная дочь!
Ибо появилось то,о чем хочется говорить писать взахлёб! Ибо луч света в буднях библиотекаря на фрилансе и то, от чего захотелось танцевать жить и работать во благо Отечества!
    Теперь вместо подготовки к экзамену пытаюсь оформить свои мысли.
С 18 ноября по приглашению Марины Ефимовны Вайндорф-Сысоевой в качестве слушателя принимаю участие в курсе "Методы использования виртуальных миров в образовании" (преподаватель М.Н.Морозов). Обучение проходит в 3D- реальности, в виртуальном мире vAcademia

О ресурсе.


vAcademia ‑ это образовательный виртуальный мир. В виртуальном мире учебная аудитория выглядит как обычная реальная аудитория, преподаватели и студенты присутствуют на занятии в виде трехмерных персонажей ‑ аватаров, а виртуальное занятие похоже на традиционное живое. Уникальные возможности виртуальных миров способствовали быстрому росту их применения в университетах и компаниях по всему миру. По сравнению с другими виртуаль…

Год 2015: что было,что будет,чем сердце успокоится (?)

Итоги года принято подводить в декабре, но решила подвести их именно сейчас, практически по китайскому календарю. Просто потому что так логически верно.
   Год it-библиотекаря был насыщенным, свершений в нем гораздо меньше, но, наверное, это период, когда мы от количества пошли к качеству. Весь год с чувством усталости, поиска смысла во всём,что делаешь, расстановки приоритетов: личных и профессиональных.
   Год прошел под знаком Методиста, передачи своих каких-то знаний-умений-навыков библиотекарям и педагогам.

Что в родной библиотеке:
   Следуя должностной инструкции переписала сайт нашей ЦБС, изменив его концепцию с сайта-"визитки" на информационный сайт, главными особенностями которого стали информативность, актуальность, систематизация краеведческих данных. Ну и чуть-чуть красоты.  В апреле впервые провели Тотальный диктант в ВилючинскеБлагодаря вебинару "Новые издания о войне на книжной полке подростка" в проекте Викисибириады "Книжный шкаф" вдохн…