К основному контенту

Конференция Relarn-2013: записки в блокноте (продолжение)

В продолжении к первому посту хочу еще поделиться тем,что стало для меня интересным. Именно для меня, поскольку сей блог является углом для медитации и саморефлексии)
И уж я рада, если это еще кому-то интересно.

Вообще, большой интерес вызывали сообщения по поводу организации курсов, хочется что-то подобное сделать в своем крае.
Татьяна Владимировна Овсянникова предложила иерархическую модель дистанционного обучения:

"Предполагается, что учащиеся, наиболее глубоко изучившие предмет на этом этапе могут пополнить группу преподавателей, для учащихся курсом ниже, а так же участвовать в совершенствовании и разработке изучаемого курса." Это легко реализуется в курсах типа CMOOC - приложить руку к улучшению курса может буквально каждый.




Елена Белан рассказала о том, какой курс они провели в своем районе.Это как раз то,что меня интересует непосредственно, можно сварьировать модули, темы и задания, но в целом их курс достаточно насыщен, если учесть начальный уровень ИКТ-компетентности библиотекарей. В Камчатском крае этот уровень совсем уж низкий, поэтому большое внимание хочется уделить и очной работе. Сотрудничество с АвачаВики и Институтом повышения квалификации педагогических кадров показало, что очные встречи идут на ура - участники все впитывают как губки, а дистанционные формы проваливаются. Думаю, тут можно как раз попробовать модель перевернутого класса.

Понравилась сама виртуальная организация - консультирование в блогах, методический блог + к этому очные встречи (кстати, они вполне могут совмещаться со скайп-чатами)

Далее хочется рассказать о практических воплощениях педагогов. Например, Людмила Серых познакомила с результатами работы проекта "Граждане Галактики". Это очень привлекательно, к сожалению, проект пока принимает в рамках Самарской космической губернии. Вообще,очень трудно смотивировать ребят на подобную работу, но тем не менее, количество галактян на орбите...По сути это и социальная сеть для детей, и неформальное обучение астрономии,физике и др.


С историко-литературной игрой "Помнят улицы твои" от Татьяны Рыженко я была знакома, планировала что-то подобное реализовать, но нужно будет продумать направление - мой город молод и мал, особо не разгуляешься, но подобную игру я проводила в стенах библиотеки с использованием карты города, так сказать заочное путешествие.Так что задел есть. Осталось подробнее ознакомиться с ходом работы на КМ-вики. Понравилась идея с вручением паззла на каждом этапе с последующей сборкой.



Еще один проект "Учимся беречь энергию" для началки презентовали Елена Африна и Алексей Крылов. Необычно, красочно. Пособие представлено в печатном, электроннм виде и в качестве методички.Стоит зайти на сайт, где можно сразу работать в онлайн-режиме, скачать электронные версии пособий (500 Мб). Уже опробовала, рекомендую всем, кто работает с детьми - неважно, педагог или библиотекарь.

Заседания следующего дня знакомили нас с возможностями e-КМ-школы, пыталась для себя разобраться, как я могу применить их в своей работе, в то же время интересовали принципы разработки курсов в портале.

Но заставило задуматься выступление Татьяны Щечилиной об информационном неравенстве, его еще называют цифровым разрывом. В действительности мы все любим работать с талантливыми и увлеченными детьми из хороших школ, с ответственными преподавателями - дети быстро схватывают, уровень их цифровой компетентности выше, чем у других сверстников, результаты работы с ними налицо. И работа именно с такими детьми создает иллюзию успешности, благополучия - проект удался, дети активно себя проявили...

Но ведь есть еще дети - другие, не наученные, неорганизованные, как с ними реализовывать задумки...А ведь не брать их во внимание нельзя - наоборот, требуется усиливать эти позиции, но увы...

С другой стороны, живя в Сети и общаясь с ИКТ-продвинутыми библиотекарями и педагогами, создаешь себе мир, в котором так всё здорово в этом плане! А выйди из дома, пройди в любую школу - там уровень ИКТ у детей выше, чем у педагогов. Мы все поголовно делаем презентации, а кто-то счастлив, что знает, где скачать готовую. Остальное не совсем нас интересует, какие блоги-сайты, скайп-уроки...В библиотеке аналогично - тут и мотивация к ИКТ-развитию еще ниже,чем в школе.

А у кого-то планшет, а у кого-то телефончик пятилетней давности...В этом тоже цифровое неравенство...

Что с этим делать, не совсем понятно, уж очень у нас все неравномерно.

Говоря о неравенстве, хочется и еще об одном - для себя я назвала его номенклатурным неравенством. Наши коллеги из крупных российских библиотек также создали себе иллюзию успешности и размышляют о высоких библиотечных материях, от которых совсем далеки библиотекари на местах, где уровень развития их библиотек не высок.Более того, мнение "дремучих" библиотекарей из глубинки заведомо неавторитетно, что они могут знать о социальных медиа и проблемах книжного пиратства... Однажды прочла пост А.Федорова с идеей (на уровне идеи) закрыть некоторые сельские библиотеки и пустить туда автобусы КИБО, и там в комментах борьба немыслимая, и кому-то плохо уже стало))) Как-то странно, ведь всем известно,что значит библиотека для села, несчастная, с маленьким фондом, с неграмотными библиотекарями (часто как раз и наоборот бывает). Библиотека на селе - это уже давно то самое "третье место", площадка для коммуникаций, о чем так много и пространно говорят в библиотечных верхах. Это не просто ветхий книжный фонд в избушке. Попыталась приложить эту идею к своей Камчатке, где как известно, не то,что медведи по дорогам ходят, а там и вовсе дорог нет. Много поселений...КИБО там не пустишь, уровень ИКТ у пользователей-бесконечно низок, но в каждом селе есть библиотека, и она там нужна.Закрыть нельзя помиловать...

Сразу оговорюсь, ничего личного к автору, читаю его регулярно, отношусь с уважением, данный пример - только пример общения продвинутых библиотекарей с непродвинутыми, был поднят действительно актуальный вопрос, хотя была удивлена, как воспринималось мнение оппонентов в данном баттле.

Такие впечатления, такие мысли.Пусть несвязно, но зато пропущено через себя...










Комментарии

  1. Наталья, и снова - спасибо за то, что искренне (и подробно!) поделилась своим восприятием выступлений на секции! Читала с удовольствием, сопоставляя свои представления от того, что происходило, с твоим. Свежий взгляд, который тебе явно присущ, заставил меня вглядеться по-новому в ряд выступлений. Спасибо

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо и Вам, за внимание, поддержку, только благодаря вам у меня и есть ощущение,что я мыслю в правильном направлении.

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья! Удивительно точные наблюдения. Понравилась тема неравенства. И информационного (что касается детей), и развития библиотек, и уровня цифровой компетентности библиотекаря.

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья, здравствуйте, и спасибо!:)Неравенство. Согласна с вашим мнением. Придя из школьной в публичную библиотеку, сделала для себя печальный вывод об ИКТ компетентности библиотекарей и оснащенности библиотек (я говорю о сельских библиотеках). Если в школы и, соответственно, в ШБ стала поступать техника по разным программам,есть интернет, и библиотекарей все-таки обучали новым технологиям (хотя мы там тоже пищали об отсутствия средств на библиотеку), то в публичных на селе все хуже. Надо обучать людей, специалистов, подключать интернет, отставание в этом плане библиотекам только в минус.
    Я прекрасно помню, как зацепило Ваше выступление всех в зале и развернулась дискуссия вообще о нужности библиотек. Но мы пока побеждаем, и здравый смысл все-таки торжествует. На селе библиотеки и школы - это культурные и образовательные центры общения жителей, умрут они, умрут и села. Слава Богу, пока еще это понимают наверху. Какие КИБО (разве что запустят наши устаревшие, списанные, вонючие тарахтелки, которые будут возить старье, что, в принципе, реально может произойти, и еще будут похваляться этим), если не находят средств на копеечные зарплаты и сокращают людей, при этом многомиллиардные средства уходят незнамо куда или расстрачиваются кем-то без последствий. Извините, это больная тема для меня:)

    ОтветитьУдалить
  5. К сожалению, у нас дискуссии по этому поводу не всегда заканчиваются пессимистично.Если говорить о неравномерности ИКТ-компетентности библиотекарей, то всё-таки надежда есть - именно нужны новые подходы в обучении,ведь даже при наличии современного оборудования в библиотеке бесполезно что-либо делать,если не меняется профессиональное сознание.Будут стоять эти принтеры-сканеры и интернет. И в то же время,библиотекарь нового типа,настроенный на коммуникацию с читателем по-настоящему,первоначально может обойтись минимальной оснащенностью. К сожалению, не вспомню сейчас. кто именно, но кто-то из участников обучения в Викисибириаде рассказывал про то,как получил дополнительные компьютеры в свою библиотеку после проведения сетевого мероприятия; кто-то выбил финансирование, вооружившись полученными сетрификатами (= знаниями)и планом мероприятий.
    "Всё что нужно в этом случае - это креативность, инициативность и выход в Интернет" :-)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Курс Куратор контента. Неделя 2: Я - куратор содержания

Будучи библиотечным (читать: информационным) работником, могу сказать,что онлайн-курирование в нашей отрасли вырастает из библиографирования и аналитики информационных массивов и ресурсов. Схожие навыки, процессы,и вся та же необходимость получения достоверной, актуальной, понимаемой, а значит, ценной информации, чтобы в дальнейшем предложить ее другим.

Вспомнилась застарелая фраза про библиографа - навигатора в мире информации (так сказать, штурмана в океане интересных книжек))))

Из трех предложенных типов кураторов могу отнести себя к типу увлеченных кураторов (если вообще могу назвать себя куратором - чаще пользуюсь чужими плодами он-лайн курирования). Меня интересуют ссылки по теме электронного обучения, дванольных инструментов, и всё новое и интересное,что я могу применить в своей библиотечной работе.

Как куратор содержания я собираю информацию из множества  источников, собранных различными методами, обличая в различные визуальные формы (это могут быть газеты paper.li. жемчужные де…

"Методы использования виртуальных миров в образовании": обучение в 3Д-реальности

Ну вот, с возвращением в блог, блудная дочь!
Ибо появилось то,о чем хочется говорить писать взахлёб! Ибо луч света в буднях библиотекаря на фрилансе и то, от чего захотелось танцевать жить и работать во благо Отечества!
    Теперь вместо подготовки к экзамену пытаюсь оформить свои мысли.
С 18 ноября по приглашению Марины Ефимовны Вайндорф-Сысоевой в качестве слушателя принимаю участие в курсе "Методы использования виртуальных миров в образовании" (преподаватель М.Н.Морозов). Обучение проходит в 3D- реальности, в виртуальном мире vAcademia

О ресурсе.


vAcademia ‑ это образовательный виртуальный мир. В виртуальном мире учебная аудитория выглядит как обычная реальная аудитория, преподаватели и студенты присутствуют на занятии в виде трехмерных персонажей ‑ аватаров, а виртуальное занятие похоже на традиционное живое. Уникальные возможности виртуальных миров способствовали быстрому росту их применения в университетах и компаниях по всему миру. По сравнению с другими виртуаль…

Год 2015: что было,что будет,чем сердце успокоится (?)

Итоги года принято подводить в декабре, но решила подвести их именно сейчас, практически по китайскому календарю. Просто потому что так логически верно.
   Год it-библиотекаря был насыщенным, свершений в нем гораздо меньше, но, наверное, это период, когда мы от количества пошли к качеству. Весь год с чувством усталости, поиска смысла во всём,что делаешь, расстановки приоритетов: личных и профессиональных.
   Год прошел под знаком Методиста, передачи своих каких-то знаний-умений-навыков библиотекарям и педагогам.

Что в родной библиотеке:
   Следуя должностной инструкции переписала сайт нашей ЦБС, изменив его концепцию с сайта-"визитки" на информационный сайт, главными особенностями которого стали информативность, актуальность, систематизация краеведческих данных. Ну и чуть-чуть красоты.  В апреле впервые провели Тотальный диктант в ВилючинскеБлагодаря вебинару "Новые издания о войне на книжной полке подростка" в проекте Викисибириады "Книжный шкаф" вдохн…